Частный жилищный фонд составляет 90% всего жилищного фонда, коммунальный и коммунальный корпоративный фонд – 9%, государственный и государственный корпоративный жилищный фонд – 2,1%.
Передача жилья в частную собственность граждан:
— изменения в правоотношении между собственником квартир, одноквартирных домов, комнат в квартирах, где проживает два и больше нанимателей, и бывшими единоличными собственниками домов;
— общее удержание жилищного фонда владельцами квартир и нежилых помещений;
— новые подходы к обслуживанию жилищного фонда и оплаты квартирной платы и расходов на удержание жилищного фонда;
— передачу ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность территориальных общин.
Целью приватизации государственного жилищного фонда стает создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор образа удовлетворения нужд в жилье, привлечение граждан к участию в удержании и сохранении имеющегося жилья и формирования рыночных отношений в жилой сфере.
— квартиры передаются в собственность граждан безвозмездно из расчета санитарной нормы 21 м 2 общей площади на нанимателя и каждого члена его семьи и дополнительно 10 м 2 на семью;
— каждый гражданин имеет право приватизировать им жилье безвозмездно только один раз;
— приватизация квартир в домах, включенных к плану реконструкции текущего года, осуществляется после ее проведения владельцем дома.
Незначительный процент квартир, которые остались в государственной и коммунальной собственности, свидетельствует о том, что граждане в полной мере воспользовались предоставленным им правом получить безвозмездно в собственность жилье и распорядиться им на свое усмотрение. Неприватизированное жилье, которое находится на условиях найма, имеет или крайне низкие потребительские качества, или есть обветшалым или аварийным. Часть граждан удержалась от приватизации жилья, учитывая хлопоты и затраты, связанные с удержанием и ремонтом квартир и угрозой платить налог на недвижимое имущество.
Кроме того, так называемые «эксплуатационные» затраты, которые платят владельцы приватизированных квартир, не отличаются от обычной квартирной платы, и которые, к тому же, не отвечают требованиям относительно качества, породили довольно скептическое отношение к вопросам приватизации жилья у граждан, которые не ищут пользы от реализации приватизированного жилья. Очевидно, что потенциал приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в его традиционном виде исчерпано. Такая общая и бессрочная приватизация вызвала ряд проблем относительно дальнейшей эксплуатации и удержания жилищного фонда. Прежде всего – это проблема общей собственности на жилой дом, где могут быть приватизированы квартиры, офисы и конторы, которые находятся в собственности юридических или физических лиц, и неприватизированное жилье, которое используется на условиях найму и принадлежит к государственной или коммунальной собственности.
В жилых домах владельцы приватизированных квартир не желают создавать объединение совладельцев, потому что оформление взаимоотношений с другими владельцами не урегулировано действующим законодательством, которое приводит к преждевременному изнашиванию домов, поскольку их удержанием и дальнейшей эксплуатацией никто не занимается.
К тому же, разные степени социального положения владельцев квартир многоквартирного дома делает довольно проблематическим объединение их общих интересов в удержании жилищного фонда.